ljnaginata: (B&W)
[personal profile] ljnaginata

"Сегодня он любит джаз, а завтра родину продаст!
Товарищи!
Не дадим тлетворному влиянию буржуазной культуры распространиться своей гнилостной плесенью по белому телу Советского Союза! Наш долг найти идейных отщепенцев и вернуть их на путь к светлому будущему. Капиталистический мир уже давно миновал свой зенит и судорожно катится вниз. Прихвостням капитализма не место в самой передовой из всех передовых стран мира! Превосходство прогрессивной советской культуры и искусства над буржуазным упадочническим и загнивающим наследием запада очевидно.
Поймать и обезвредить низкопоклонников перед Западом - наша общая первостепенная задача. Предадим стыду и поруганию поклонников попугайского стиля и музыки толстых. Блюстители советской нравственности - объединимся в стройные ряды и пройдем комсомольским патрулем по всем "бродам" советской страны. Чтобы ничто не мешало нам жить чистой и лучистой советской жизнью!"


Прижившимся в советской прессе определением "музыка толстых" джаз обязан Максиму Горькому и его статье под названием "О музыке толстых"
(Впервые напечатана в в газете "Правда", 1928, номер 90 от 18 апреля.)
"Тишина этой ночи, помогая разуму отдохнуть от разнообразных, хотя и ничтожных огорчений рабочего дня, как бы нашёптывает сердцу торжественную музыку всемирного труда великих и маленьких людей, прекрасную песнь новой истории, — песнь, которую начал так смело трудовой народ моей родины.
Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом.
Это — радио, одно из величайших открытий науки, одна из тайн, вырванная ею у притворно безгласной природы. Это — радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это — музыка для толстых. Под её ритм во всех великолепных кабаках «культурных» стран толстые люди, цинически двигая бёдрами, грязнят, симулируют акт оплодотворения мужчиной женщины."
Полный текст



"Смена", "Два Берлина"
(№73, Март 1927)
"Джаз-банд (шумовой оркестр) играет чарльстон. Пары изгибаются, ломаются в этом диком, неритмичном танце (исполняется неграми над трупом убитого врага).
<...>Два полюса современного Берлина. На одном - беснующаяся буржуазия, пытающаяся диким джаз-бандом заглушить мысль о грядущем конце, на другом наголодавшиеся, дошедшие до отчаяния, выбитые из колеи жизни люди. Но между этими двумя полюсами, одинаково близкими к смерти, существует остров жизни - это борющийся за свою свободу рабочий класс. Но об этом в другой раз"
Полный текст

"Смена", "Американский юноша-рабочий":
(№178-179, Январь 1931)
"Все, что окружает юношу-рабочего, стремится скрыть от него реальность борьбы и эксплуатации. Джаз-банд, играющий модный танец, призывает к интенсивному расходу энергии, не находящей удовлетворения в общественной работе. Юноша выходит из танцульки весь перемолотый джазом, отнимающим избыток сил. Танец вместо радости приносит только усталость. Сама музыка – дурман. Слова песенок смазывают острые углы жизни. Они толкуют о любви, которой не существует. Но юноши и девушки, сидящие в темноте зала кино, очаровываются ложью халтурного автора песенок, который лупит свою жену и воспевает любовь в затрепанных, миллион раз слышанных словечках."
Полный текст



В постановлении ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В.Мурадели" (10 февраля 1948 г.) сам по себе джаз не упоминается, но, тем не менее, именно после него начался период "разгибания саксофонов". Да и к тому же список фамилий композиторов, чье творчество "чуждо советскому народу и его художественным вкусам" больно хорош:
"Особенно плохо обстоит дело в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композитоpax, придерживающихся формалистического, антинародного
направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением "прогресса" и "новаторства" в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями,
превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик."
Полный текст


"Антимузыкальный щит - организации, ведающие выпуском грампластинок, зачастую распространяют пошлые и развязные эстрадные песенки, в то время как тиражи грампластинок с записью музыкальной классики все еще недостаточны"

Из речи Никиты Хрущева в 1957 году.
Вошло в его книгу "Высокое призвание литературы и искусства" 1963 года:
"В музыкальном творчестве есть и серьёзные недостатки. Нельзя считать нормальным наметившееся увлечение джазовой музыкой и джазами. Не следует думать, что мы противники любой музыки для джаза. Разные бывают джазы и разная бывает музыка для них. Дунаевский умел писать и для джазов хорошую музыку. Нравятся мне некоторые песни в исполнении джаза под управлением Леонида Утёсова, но бывает такая музыка, от которой тошнит, возникают колики в желудке...
После пленума Союза композиторов РСФСР товарищ Шостакович пригласил нас на концерт в Кремлёвский театр. Хотя мы были и очень заняты, но пошли послушать музыку: нам говорили, что концерт будет интересный. И там действительно, как мы убедились, были интересные номера. Но затем почему-то выступили один джаз... другой... третий..., потом все три вместе. Даже от хорошего, если много его, становится трудно, а выдержать такой залп джазовой музыки было не под силу, ...и спрятаться бы, да некуда. Музыка, в которой нет мелодии, кроме раздражения, ничего не вызывает. Говорят, что это происходит от непонимания. Действительно, бывает такая джазовая музыка, что её и понять нельзя, и слушать противно."
Вот тут можно насладиться чуть более полным отрывком, даже с аудио
Для особо искушенных ценителей - стенограмма всей речи вот тут

"Или о джазовой музыке. Иные джазы исполняют такое, что нормальному человеку невозможно слушать. И это называется музыкой.
Я в кармане ношу радиоприемник японский, иногда слушаю его — слушаю музыку. И вот вдруг услышишь джаз, это меня подхватывает так, как когда бывают колики в животе. Что это за музыка? Я сначала думал, что это радиопомехи. Нет, говорят, это музыка.
Я удивлен Шостаковичем. Нам приятно и неприятно сделалось, когда он нас пригласил на завершающий концерт и угостил этим трио, этим содомом; это не совсем приятно слушать. Может быть, я проявил либерализм — я лениво высказался, потому что они же смотрят. (Веселое оживление.) Потом это разделали, что все были в восхищении. А чего восхищаться? Ведь эти танцы — неприличные танцы. Они говорят, что это новое. Это же не новое, это от негров. Вы посмотрите негритянские танцы и американские — это же вертят определенным местом. И это, говорят, танцы, Какой же это танец? Черт знает что! Была такая женщина Коган — замечательная женщина, так вот она однажды выразилась так, когда посмотрела эти танцы: 20 лет замужем и не знала, что это фокстрот. (Веселое оживление.) Я прошу извинить меня, женщины, за эти слова."
Это уже из Стенограммы присутствия Н.С. Хрущева на выставке художников-авангардистов в Манеже (1962 год) - очень рекомендую прочесть целиком.
"От саксофона до ножа — один только шаг!" - это, кстати, он же.


Из номера Теа-джаза: разговор с грамофоном ведет Леонид Утесов, пока еще не народный артист и заслуженный деятель культуры, а всего лишь "пропагандист низменных вкусов" и "певец загнивающего Запада"

Ю.Т.Верменич, историк джаза:
«Никаких джаз-клубов в первой половине 50-х годов мы не знали. 3ато знали от критика В. Городинского, что «джаз - это одно из средств духовного порабощения, музыка духовной нищеты». Всем известно, что от саксофона до финского ножа был тогда всего один шаг. Между прочим, у меня сохранились три выпуска одной и той же записи самой известной пьесы А. Цфасмана "Звуки джаза" на 78 оборотов Г-637б, но разных лет - 30-х, 40-х и 50-х. На 1-й этикетке - оригинальное название, на 2-й уже "Звуки танца", а на 3-й вообще просто "Быстрый танец". Такая вот интересная деталь."
"Мои друзья - джазфэны"

«В чем смысл джазовой импровизации? Весь смысл импровизации заключен в тесном контакте с публикой, во взаимном взвинчивании с доведением если удастся, до "шокового" состояния. Искусство джазовой импровизации родилось в Америке, в кабачках, являющихся там главными местами общения людей. В этих заведениях танцуют между столиками под звон бокалов и различные световые эффекты. Импровизационный джаз - неотъемлемая часть подобной взвинченной танцевальной атмосферы. Там он родился, там он уместен. Но трудно представить, чтобы можно было импровизировать на концертной эстраде целый вечер, по определенной программе!» («Советская культура» от 8 декабря 1962 г., по книге Верменича).



Из беседы с первым секретарем Союза композиторов СССР Т. Н. Хренниковым:
("Смена", № 867, июль 1963)
"Меня поражает стремление некоторых музыкантов считать прогрессивным делом своей жизни насаждение и популяризацию у нас американского джаза. Поражает и то, что эти музыканты возмущаются, когда наша общественность критикует такие явления.
Мы не против джаза, но к джазовой музыке нужно применять те же эстетические нормы, те же требования, которые мы предъявляем ко всем жанрам советского музыкального искусства. Эпигонство никогда не считалось доблестью для любого музыканта, тем более для работающего в таком жанре, который претендует на широкое распространение и популярность.
Когда мы, группа советских композиторов, находились в Америке, мы слушали там джазы Л. Армстронга и Б. Гудмана, а также первоклассные импровизационные, так называемые «прогрессивные», джазы. Несмотря на большое техническое мастерство исполнителей, после нескольких пьес становилось скучно: там нет музыки, одна стихия ритма."
"В ногу с эпохой", полный текст


(где-то находила ссылку на эту же "Макакофонию" (1966), но еще и с текстом о том, что джаз призван вызывать в людях самые дремучие инстинкты и низводить их до животного состояния,  а здесь рамка с текстом обрезана. И не могу вспомнить, где я ее видела, и повторно найти не выходит -( )

М. Сокольский "О Джазе"
("Советское искусство" 16 февраля 1952 г.)
"Ответы на вопросы читателей
Читатель советского искусства Л.Световидов (Ленинград) спрашивает: «Почему сейчас осуждается джазовая музыка? Я знаю, что задача композитора – создавать музыку, близкую и понятную народу. Но почему эту музыку не может исполнять джаз-оркестр? Дело ведь не в форме, а в содержании. Исполнение танцевальной музыки и песни на джазовых инструментах звучит гораздо жизнерадостнее и совершеннее, чем в симфоническом оркестре. Почему нельзя вместе с симфоническим музыкальным искусством развивать джазовую музыку, давая ей положительное содержание?»
* * *
Уважаемый тов. Световидов!
Вас интересует, почему советскую музыку не может исполнять джаз-оркестр, и почему джазовой музыке, как вы пишете, нельзя дать «положительное содержание»? У вас могли возникнуть подобные вопросы, тов. Световидов, только потому, что вы весьма неясно представляете себе «взаимоотношения» оркестра и музыки, которую этот оркестр исполняет. Вам кажется, что оркестр (так же как рояль, скрипка или человеческий голос, исполняющие музыкальные произведения) – это своего рода «технический аппарат», лишь случайно выбранный передатчик музыки, причем передатчик, которому «все равно» что передавать. Отсюда и недоуменный вопрос – почему нельзя советские музыкальные произведения исполнять джазовым оркестром. <...>
Зачем же, тов. Световидов, вы предлагаете нашу ясную, красивую, реалистическую музыку обрядить в заморские джазовые отрепья, совершенно чуждые ее духу, ее природе, совсем не идущие ни к ее содержанию, ни к ее стилю?
В самом деле, что может быть менее созвучным нашей музыке, нашим советским песням, богатейшему фольклору советских народов, чем ноющий как больной зуб, или воющий саксофон, оглушительно ревущие изо всех сил тромбоны, верещащие засурдиненные трубы или однообразно унылый стук всего семейства ударных инструментов, насильно вколачивающих в сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы!<...>
Вы пишете, что джаз совершеннее, жизнерадостнее симфонического оркестра. А ведь для нормального уха, не испорченного джазовой музыкой, это утверждение звучит, простите, дико. Непонятно, как вообще можно сравнивать богатство звучания симфонического оркестра, бесконечное разнообразие его тембров, всех его выразительных свойств с бедным, однообразным, как пустыня Сахара, звучанием джаза.
Симфоническим оркестром можно увлекаться, его можно полюбить, как живое существо. Но влюбится в джаз, это, право, что, к примеру, влюбиться ... в бормашину!"
"О джазе", полный текст

"Еще раз о джазе.Обзор писем поступивших в редакцию"
("Советское искусство" 12 марта 1952 года)
"За последнее время в редакцию «Советского искусства» поступает много откликов от читателей на статью М.Сокольского «О джазе» («Советское искусство» 1952г, №14). Письма идут с разных концов Советского Союза, от людей различных профессий и возрастов. Большинство откликов показывают принципиальную заинтересованность их авторов в правильном решении поднятого вопроса.
Искусство помогает нашей партии и правительству в воспитании эстетических вкусов трудящихся масс, в воспитании в духе непримиримого отношения к разного рода буржуазным пережиткам, и оно не может быть апполитичным, безидейным. Наше искусство не должно иметь ничего общего с современным буржуазным искусством, с растленной буржуазной культурой; нет места в передовой советской музыке дряблому джазу, как нет места всему отмирающему в нашей прекрасной стране», - об этом пишут (тут следует список представителей возмущенной общественности) <...>
Исполнительский «стиль» джаза построен на варварском искажении привычных для нашего уха звучаний, на подчеркнуто грубых синкопированных ритмах, на надуманных, неестественных тембрах оркестровых инструментов. Богатейший по своим красочным и выразительным возможностям рояль превращен в джазе в сухой ударный инструмент, на котором пианист яростно выколачивает ритм. Героическое светлое звучание трубы затушевывается в нем сурдинами, благородные тембры тромбонов и саксофонов искажаются – и все это для того, чтобы найти какие-то «сверхоригинальные» звучания.
Оркестры под управлением Утесова, Кнушеицкого, Айвазяна перестроили и обновили свой состав, изменили принципы оркестровки и исполнения, отказываются от многих приемов джазирования, и потому называть их джазами сейчас нет оснований. <...>
Путаница в терминологии привела И.Суслова (Москва) к мысли о том, что вся «легкая» советская музыка – «джазовая». У нас нет «джазовых песен советских композиторов», тов. Суслов, а есть советские массовые и эстрадные песни. И если в некоторых из них чувствуется влияние джаза, то это отнюдь не характерно для советского песенного творчества, а лишь говорит о непреодоленных еще недостатках в творчестве некоторых композиторов-песенников."
"Ещё раз о джазе", полный текст



Ну и, конечно же, И.Образцова "О музыке и музыкантах", глава "Взбесившаяся музыка":
("Молодая Гвардия", 1952 год)
"Что же в области музыкального искусства делается в капиталистических странах? <...>
Симфонические концерты терпят убыток, потому что народ буржуазных стран слишком беден, чтобы попасть в театры и на концерты. А буржуа не интересует серьезная хорошая музыка, которая передает настоящие глубокие переживания и осмысливает исторические события. Капиталист согласен слушать только музыку, которая способна развлечь его. Капиталист признает музыку кафе и ресторанов, а ее ни к чему играть симфоническому оркестру. Джазы различных составов, всевозможные sweet (сладкие), hot (горячие), свинг, буги-вуги, би-боп и так далее призваны создавать музыку современной буржуазии. <...>
Горький с гениальной чуткостью понял классовую сущность джазовой музыки. Извращенные вкусы империалистической буржуазии уже не вос-принимают здоровую музыку. Только необычные какофонические сочетания звуков могут расшевелить тупых разболтанных слушателей джаза.
Музыкальные инструменты джазового оркестра, в сущности, те же, что и в других оркестрах. Но, попадая в джазовый оркестр, инструмент как бы теряет свою музыкальную привлекательность и перестает быть самим собой. Рояль, например, используют как ударный инструмент, на нем играют даже кулаками. Джаз исказил звучание фортепиано, придал ему холодность и сухость барабана и банджо, приучил из тромбона и саксофона извлекать воющие звуки, злоупотреблять звучаниями медных и духовых и даже таких певучих, как скрипка.
Звучность джаза построена на неестественных звуках, насилующих природу этих инструментов, и уродливых способах игры на них. Инструменты джаза скрежещут, взвизгивают, гогочут, скрипят.
Дикие завывания и квакающие звуки джаза противны людям со здоровым, неиспорченным слухом. Приемы джазового исполнения калечат музыкантов. Пианист, играющий кулаком, утрачивает навыки игры, и пальцы его теряют гибкость; скрипач теряет точность игры в полутонах, уменье чисто сыграть мелодию. Хуже всего приходится музыкантам-духовикам. Они "теряют губы", а вместе с тем и безвозвратно теряют свою профессию. Губы музыканта-духовика дополняют его инструмент. От умения "сохранить губы", от их упругости зависит и чистота тонов и красота звучания инструмента. Если же приходится извлекать воющие звуки джазовой музыки, то губы приучаются к неестественному положению, рот кривится, мускулы рта расслабляются. После нескольких лет игры в джазовом оркестре музыкант безнадежно "распускает губы", он более не способен играть в других концертных ансамблях, он дисквалифицирован. Пройдет еще немного времени, и музыканта безжалостно выбросят на улицу, он не сможет играть и в самом джазе. Но в капиталистическом обществе никого не тревожит судьба неудачного музыканта, — безработных музыкантов целая армия, выбывшего заменит другой.
Такова музыка современного капиталистического мира, она калечит и слушателей, и исполнителей. Ее осудил советский народ, и это записано в постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года и в решении I-го всесоюзного съезда советских композиторов."

Джаз - это жизнь, и поэтому он, как зеленый росток, пробивается и через камни, и через асфальт.
так, например, свинговая песенка американского композитора Джимми Макхью «Comin' In On A Wing And A Prayer», написнная в 1943 году, прижилась в советской культуре и даже, пожалуй, стала неотъемлемой ее частью, за что следует благодарить Леонида Утесова. Правда, в результате пересказа-перевода "Prayer" была заменена на "честное слово", а "our trust in the Lord" ушла вовсе, но в остальном и текст, и аранжировка остались узнаваемыми.
Вы ее наверняка знаете - как песню "Бомбардировщики", или "На честном слове и одном крыле"

Date: 16 Apr 2015 16:15 (UTC)
From: [identity profile] ahikara.livejournal.com
Вообще, надо периодические перечитывать вот это все. Ведь забывается, что они реально написаны этим чудовищным языком, полным канцелярского пафоса. Мы уже слишком привыкли воспринимать такой стиль как пародию или сарказм. А ведь оно настоящее!

"О музыке толстых" меня, помнится, сильно впечатлила в свое время. Лирический отчет об успехах сельского хозяйства, написанный с мощной горьковской образностью, вдруг прерывается пинком по джазу. Потом снова про сельское хозяйство и финал. А ты сидишь и думаешь: "Что это было?". Больше всего меня поразило, что это ведь в газете публиковалось! Так сказать, ощути историю журналистики во плоти.

Date: 16 Apr 2015 17:40 (UTC)
From: [identity profile] naginata.livejournal.com
Ну да, оно кажется слишком абсурдным, чтобы быть правдой.
Поэтому забывается даже теми, для кого это было не давней историей, а частью окружающей реальности.

Горьковский всплеск негодования хотя бы художественен. Тишина, спокойствие, потом всплеск неприятной какофонии, и вновь тишина, спокойствие, и только светлое будущее впереди.
Edited Date: 16 Apr 2015 17:45 (UTC)

Profile

ljnaginata: (Default)
ljnaginata

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
910 1112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 19 October 2017 05:06
Powered by Dreamwidth Studios